Экологические новости
— Добрый день. Расскажите о вашем проекте «Сдай батарейки с Дюраселл»
Генеральный директор «Дюраселл Раша», Юрий Коротаев:
— Бережное отношение к окружающей среде – это приоритет компании Duracell, мирового лидера в производстве батареек. Используя научные достижения в производстве, а также заботясь об ответственном отношении к использованным элементам питания, компания Duracell помогает сохранять природу. «Сдай батарейки с Дюраселл» - это масштабный проект по созданию федеральной инфраструктуры сбора и переработки батареек. В его рамках Duracell привлекает к партнерству розничные сети, где устанавливает контейнеры, в которые жители городов бесплатно могут сдать отработанные источники тока в непосредственной близости от своего дома. Тем самым мы ограничиваем количество батареек, которые попадают на свалки. На настоящий момент в России уже более 2000 магазинов, которые принимают отработанные элементы питания и это число растёт с каждым днём.
- Сейчас проходит «Неделя сбора 2020». Что представляет из-себя данная акция?
Глава федеральной инфраструктуры «Дюраселл Раша», Александр Пестерев:
— Этой акцией мы привлекаем внимание населения к важности раздельного сбора батареек. В течение одной недели жители каждого города могут сдать любое количество накопившихся у них элементов питания, а также аккумуляторы от сотовых телефонов и ноутбуков. Для этого мы привозим большой контейнер вместимостью 6 тонн и устанавливаем около гипермаркета Лента. Часто за одну неделю он заполняется до краёв, что говорит о востребованности этой акции среди горожан.
Неделя сбора проходит уже третий год подряд. И с каждым разом мы увеличиваем географию проекта. Так в этом году контейнеры посетят 41 город России.
— Каких результатов удалось достичь в рамках недели сбора и чего вы ожидаете в этом году?
Александр Пестерев:
— В 2018 году акция прошла первый раз, в ней приняло участие всего 5 городов. В 2019 году их было уже 35! А всего за два года было собрано порядка 65 тонн, а это больше 3 миллионов батареек. В этом году мы наращиваем масштабы и ставим цель собрать 120 тонн или почти 6 миллионов батареек.
— 120 тонн - это много, неужели люди действительно столько накапливают?
Александр Пестерев:
— Да, действительно накапливают. Поэтому потребность в подобного рода акциях очень велика. Во многих городах активисты и экологические сообщества, с которыми мы сотрудничаем, постоянно проводят мероприятия по раздельному сбору мусора, куда жители приносят свои батарейки. Например, в Перми в 2018г благодаря экологическому фонду «Обитаемый Урал» было за неделю сдано 23 тонны.
— Хорошо, а куда же отправляются все эти собранные батарейки и как перерабатываются? Можем ли мы быть уверены, что они точно будут переработаны?
Александр Пестерев:
— Все собранные батарейки отправляются нашим партнёрам - это ГК МегаполисРесурс (Челябинск), первый в России завод полного цикла утилизации элементов питания, и НЭК (Ярославль), который открыл линию по переработке в сентябре 2019 года. На них использованные батарейки проходят несколько этапов:
1. Сортировка по типам химии. Отделяются марганец-цинковые, литий-ионные, металл-гидридные и все остальные.
2. Измельчение на линии и выделение железа с помощью магнита.
3. Гидрометаллургический процесс в течение которого получается цинк и марганец-графитовая смесь.
В итоге, после переработки получают железо, цинк, марганец и графит, а эффективность переработки достигает 94%! Все получившиеся материалы в дальнейшем используются при производстве товаров.
— Если только на «Неделе сбора» вы соберёте 120 тонн, то сколько же всего батареек вы собираете в год?
Юрий Коротаев:
— Проект «Сдай батарейки с Дюраселл» включает в себя три основных мероприятия - это постоянная инфраструктура в розничных магазинах, это «Неделя сбора«, которая проводится ежегодно, а также наша школьная акция. В дальнейшем добавится четвёртое направление - сбор батареек в системе ЖКХ.
Наша цель на 2020 год - отправить на переработку более 2 тысяч тонн батареек, а к 2024 году довести эту цифру до 12 тысяч. Выполнить эту задачу можно при совпадении двух факторов: нужно чтобы россияне собирали батарейки раздельно и чтобы в непосредственной близости от их дома был контейнер для их накопления. Мы надеемся, что реализация нашего проекта позволит оба фактора воплотить в жизнь.
— А что такое школьный проект?
Александр Пестерев:
— Школьный проект появился в Санкт-Петербурге, когда с просьбой забрать и переработать батарейки, собранные в образовательных учреждениях обратилась администрация Красногвардейского района. Нам показалось это важным, помочь ученикам проявить свою экологическую сознательность и мы отправили специальные пакеты для накопления батареек в 21 школу района. Более того, если вспомнить 2017 год, когда проекта как такого не было, мы вместе с компанией METRO Cash&Carry помогли московским школьникам отправить 15 тонн батареек на переработку на завод Мегаполисресурс в Челябинск. Всё это натолкнуло нас на мысль, что школы здесь и сейчас уже собирают батарейки, надо просто им помочь организовать их утилизацию.
В 2019 году на экономическом форуме в Сочи генеральный директор ООО «Дюраселл Раша« и президент Республики Татарстан подписали соглашение о запуске пилотного проекта по построению комплексной инфраструктуры сбора батареек на территории Республики. Первым шагом к её воплощению стало проведение школьной акции, когда батарейки стали сдавать 700 школ региона. Всего за 2 месяца было собрано более 20 тонн батареек.
После этого школьный проект стал расширяться с большой скоростью и сейчас охватывает 20 регионов, включая Ярославскую, Тверскую, Липецкую области, Пермский край и другие регионы России и в ней участвуют почти 5000 школ.
— Вы являетесь участниками РОП. А каково ваше видение на этот институт?
Юрий Коротаев:
— Расширенная ответственность производителя, или коротко РОП - это институт, уже достаточно давно известный в Европе, когда перед производителем или импортёром товаров стоит задача переработать часть упаковки или других отходов, которые он выпустил в обращение. Если производитель не участвует в этом процессе, то он должен уплачивать экологический сбор государству. Дюраселл избрал для себя первый путь, более ответственный по отношению к экологии - отправлять использованные батарейки на переработку.
В настоящий момент в России обсуждаются изменения в законы, регламентирующие РОП и Дюраселл является полноценным участником этого обсуждения. Мы считаем, что действующая система показала свою эффективность и ожидаем, что она будет совершенствоваться эволюционно.
— А что касается системы ЖКХ, управляющие компании ведь обязаны организовывать прием батареек в своих жилых домах?
Александр Пестерев:
— Да, все верно, перед УК стоит ответственность обеспечить приём опасных отходов в многоквартирных домах и Дюраселл разработал новую программу для них, чтобы совместно реализовать эту задачу. Уже сейчас жители сами накапливают батарейки в 5 литровые канистры из-под воды. Однако они не уверены или не знают, куда затем эти батарейки попадают. Мы спроектировали новый контейнер в который как раз удобно ставить 5 литровые канистры. Однако главная разница в том, что мы следим, чтобы все собранные в эти контейнеры батарейки отправлялись на перерарботку. Происходит это так:УК заключает договор с заводом-партнёром Дюраселл на утилизацию батареек. Затем получает контейнеры и расставляет в подъезды. После накопления УК собирает батарейки в единое место, откуда их забирает завод и везёт на утилизацию.Мы верим, что такая схема поможет закрыть вопрос с накоплением батареек в системе ЖКХ и тем самым наша инфраструктура приобретёт законченную форму. А именно сбор батареек в розничных магазинах, школах, системе ЖКХ.
— Подводя итог, ответьте на последний вопрос, как вам удалось развить столь широкую инфраструктуру в столь короткое время?
— Люди, которые ежедневно собирают батарейки и заботятся тем самым об экологии страны стали движущей силой проекта, позволили ему расти с невероятной скоростью. Да, с момента старта, с 5 декабря 2017 года прошло менее 3х лет, а инфраструктура сбора стабильно развивается охватывая всё новые и новые регионы. Надеемся не терять темп и достичь цифры, стоящей в Нацпроекте Экология и перерабатывать 60% всех используемых в России батареек.
Юрий Коротаев,
генеральный директор «Дюраселл Раша»
Александр Пестерев,
глава федеральной инфраструктуры «Дюраселл Раша»